ГКОУ «Горбатовская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих и позднооглохших детей»

Коррекционная работа

       Коррекционная функция процесса обучения заключается в поддержке фундаментальных способностей глухого ребенка, позволяющей ему усвоить объем знаний, требуемых программой, а также достичь уровня развития, необходимого для интеграции в общество слышащих людей.
    Содержание коррекционной работы в ГКОУ «Горбатовская школа-интернат для глухих и позднооглохших детей» определяется поставленными школой-интернатом целью и задачами, принципами обучения и воспитания, особенностями развития глухих детей.  Коррекционная направленность обучения и воспитания, реализуемая через методы, формы, содержание, структуру, принципы обучения, способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей глухих школьников, удовлетворению их образовательных и специальных потребностей.
Цель: создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, развитии и коррекции недостатков развития обучающихся, их адаптации к учебной нагрузке и школьным условиям с последующей социализацией.
Задачи:
1. Своевременное выявление детей с трудностями в адаптации.
2. Определение особых образовательных потребностей детей.
3. Определение особенностей организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
4. Создание условий, способствующих освоению образовательной программы, воспитанию и развитию личностных качеств глухого ребѐнка.
5. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи с учѐтом особенностей психического и физического развития.
 Содержание коррекционной работы:
- Выбор оптимальных для развития ребѐнка коррекционных программ (методик), методов и приѐмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
- Организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий.
- Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребѐнка в динамике образовательного процесса.
- Коррекция и развитие познавательных процессов.
- Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребѐнка и психокоррекция его поведения.
- Социальная защита ребѐнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Коррекционная подготовка включает в себя:
 Ознакомление с окружающим миром, ОБЖ (Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, М. «Просвещение», 2005г.). Коррекционная направленность курса «Ознакомление с окружающим миром» заключается в формировании у детей целостного представления об окружающем мире.
 Социально-бытовая ориентировка (Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, М.
«Просвещение», 2000г.). Основные цели курса социально-бытовой ориентировки: реализация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях, овладение в процессе обучения опытом социального поведения, повышение общего и речевого развития обучающихся.
 Музыкально-ритмические занятия (Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, М.
«Просвещение», 2005г.). Занятия направлены на эстетическое воспитание обучающихся средствами музыки, совершенствование их движений, развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи, способствуют эмоциональному развитию, расширению кругозора, развитию воображения и творчества.
 Специальные фронтальные занятия в слуховом кабинете. (Программа работы в слуховом кабинете, Москва, 2001 г. Е.П. Кузьмичѐва – 1-3 классы.) Учебная работа в слуховом кабинете состоит из тесно связанных друг с другом двух отделов: «Развитие слухового восприятия» и «Обучение произношению». К ним примыкает специальный раздел – «Неречевые звуки», который входит в развитие слухового восприятия и в обучение произношению.
 Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения (РСВ и ФП). Проводятся на всех годах обучения с 1 по 12 класс по 3 часа в неделю на каждого обучающегося, кроме 9, 11 спец. классов, в которых на каждого обучающегося, предусмотрено по 1 часу в неделю. Используются программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, М. «Просвещение», 2005г.;
 Групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом и социальным педагогом.

    Центром коррекционной работы в школе является слуховой кабинет.
Работа слухового кабинета ведется в следующих направлениях:
- диагностическое;
- аналитическое;
- коррекционно-развивающее;
- методическое и направлена на повышение качества обучения путем дальнейшего использования новых технологий, применения наиболее эффективных приемов коррекционно-развивающего обучения, методов активизации устной коммуникации обучающихся с различными нарушениями слуха.
Основные факторы коррекционного процесса, способствующие успешному
речевому и общему развитию глухого ребенка:
 коммуникативная направленность в обучении языку;
 широкое использование предметной деятельности;
 применение разнообразных форм организации деятельности школьников;
 целенаправленное формирование умственных действий;
 осуществление межпредметных связей;
 обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся;
 усиление роли воспитания.
    Словесная речь, формирующаяся в процессе обучения глухих языку каксредству общения в ходе всего учебно-воспитательного процесса, является основой обучения, развития и воспитания обучающихся, способом присвоения социального опыта. Эффективность и качество коррекционной работы возможны в условиях совместной деятельности учителей и воспитателей в решении задач воспитания и обучения.
   Задача обучения глухих детей произношению включает формирование и развитие внятной, членораздельной речи. Решение этой задачи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими. Формирование произносительных навыков в школе-интернате в условиях слухоречевой среды осуществляется при использовании информального и специального путей обучения. Информальный путь реализуется в ходе всех уроков и занятий, во внеурочное время (при постоянном использовании звукоусиливающей аппаратуры разных типов): обучающиеся и воспитанники дошкольного отделения, на основе подражания образцу правильной, естественной речи педагогов, имеют возможность овладевать элементами ритмико-интонационной структуры речи, закреплять правильное воспроизведение ее звукового состава. Специальный путь формирования произносительной стороны речи используется на индивидуальных занятиях, музыкально-ритмических занятиях, в слуховом кабинете, при проведении фонетических и речевых зарядок на уроках внеклассных занятиях. На всех уроках и занятиях обеспечивается максимальная реализация произносительных возможностей обучающихся. В процессе обучения произношению реализуются аналитико-синтетический концентрический полисенсорный метод. Большое значение придается выработке у детей соответствующих слуховых дифференцировок (при использовании звукоусиливающей аппаратуры).  На уроках, индивидуальных занятиях и во внеурочное время широко используется фонетическая ритмика – методический прием обучения произношению, базирующийся на взаимодействии речи и различных движений тела и развивающегося слухового восприятия. Использование фонетической ритмики содействует развитию речевого дыхания и связанной с ним слитности речи, нормального голоса, овладению детьми звуковым составом речи, ее ритмико-интонационной структурой, правильным воспроизведением слов и фраз.
Использование фонетической ритмики на фронтальном занятии в дошкольном отделении.
   Ежедневно на первом уроке и в начале внеклассного занятия проводятся речевые зарядки, которые являются одной их форм организации работы над произношением. Основная задача речевых зарядок – закрепление в устной речи обучающихся ранее усвоенных произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада.
   Главной целью индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения является формирование и коррекция трудноусваиваемых произносительных навыков, развитие речевого слуха, создание слухо-зрительной основы для восприятия устной речи. Содержание индивидуальных занятий определяется программными требованиями и особенностями произношения того или иного ребенка. Целенаправленное развитие и использование остаточного слуха глухих детей позволяет повысить эффективность формирования произношения.
   На музыкально-ритмических занятиях, помимо закрепления у детей правильного воспроизведения звуковой структуры речи, большое внимание уделяется развитию ее ритмико-интонационной стороны. Ведущее значение имеют движения под музыку. Дети учатся правильно, выразительно и ритмично выполнять под музыку основные движения.  В многоплановой системе работы по развитию речи и слуха глухих обучающихся значимую роль играет слухоречевая среда, как на уроках, так и во внеклассное время. Цель создания слухоречевой среды: формирование у глухих детей навыков восприятия и воспроизведения устной речи на слухо-зрительной основе, развитие активного речевого поведения.  Для осуществления коррекционно-образовательного процесса в школе-интернате созданы необходимые условия. Учителя-дефектологи оптимизируют процесс обучения, применяя новые педагогические технологии, используют дифференцированный подход, развивают познавательную деятельность обучающихся, творчески применяют новые методики, используют ИКТ. Развитие слухового восприятия осуществляется с использованием звукоусиливающей аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования):
 звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования – инфракрасные системы «Siemens»;
 для индивидуальной работы на занятиях по РСВ и ФП используются слухоречевые тренажеры «Фонатор»;           все обучающиеся школы пользуются индивидуальными цифровыми сверхмощными слуховыми аппаратами;
 в дошкольном отделении на фронтальных занятиях используется электроакустическое оборудование серии СУВАГ – это СУВАГ СТ 10 и вибрационная установка (вибростол);
 исследование тонального слуха обучающихся проводится в слуховом кабинете аудиометром «СД – 25» («Siemens»).
     Коррекционно-развивающее обучение детей с недостатками слуха в школе тесно связано с компьютерными технологиями, которые являются значительным фактором и резервом развития ребенка, формирования у него
способности к самостоятельности, самосовершенствованию, самореализации и самооценки. На фронтальных занятиях в слуховом кабинете школы и на индивидуальных занятиях используется компьютерная программа «Живой звук», включающая в себя специальный набор учебно-коррекционных программ.

        Использование в образовательном процессе специализированных компьютерных программ «Лента времени» и «Мир за твоим окном» помогает выявить, систематизировать, расширить и обогатить тот опыт впечатлений, наблюдений и действий, который был накоплен самим ребенком ранее, способствует обогащению словарного запаса, расширению кругозора, развитию словесной речи.

      На индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию  произношения используются:
 логопедические тренажеры «Дэльфа – 142.2»;
 сурдологопедический тренажер «Дэльфа–130» используется в дошкольном отделении.
   Основной целью компьютерных тренажеров является дидактическое обеспечение процесса коррекции речи. Компьютерные тренажеры позволяют:
- внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;
- многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
- использовать различный поощряющий материал;
- работать на разных уровнях сложности;
- одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти обучающегося.
   В актовом зале школы при проведении коллективных мероприятий используется звукоусиливающая радиовещательная инфракрасная аппаратура И.Р. Свифт, что позволяет увеличить чистоту речи выступающих, облегчить слухо-зрительное восприятие и распознавание речи обучающимися. Наряду с разнообразным наглядным материалом, в качестве специальных образовательных технологий и средств обучения, используются комплекты лингводидактических средств обучения, предназначенные для обеспечения процесса обучения, воспитания и коррекции детей с нарушениями слуха. Ежегодно проводимые «Речевые праздники» содействуют активизации речевого поведения, являются своеобразным отчетом о приобретенных произносительных умениях и навыках. Темы речевых праздников отражают интересы детей, дают возможность продемонстрировать творческие способности каждого ребенка. За последние несколько лет были проведены речевые праздники:
 «Путешествие по родной стране»
 «В гостях у сказки»                                                                                                                                                               «Что такое «хорошо» и, что такое «плохо»?
 «Дружба начинается с улыбки»
 «Берегите природу»
 «Игры и игрушки»
 «Мои друзья»
 «В мире животных»
     Атмосфера праздника, соревнования создает у детей приподнятое настроение, активизирует мышление ребят, позволяет в полной мере реализовать произносительные навыки и навыки самоконтроля, продемонстрировать знания, полученные на уроках и внеклассных мероприятиях.
    В средних и старших классах традиционно проходят внеклассные мероприятия серии «Литературная гостиная». Обучающиеся 7 – 12 классов демонстрируют знание литературы, творческие способности, а также свои произносительные навыки и навыки самоконтроля над качеством речи.

      Для полноценного развития детей с нарушениями слуха в школе-интернате создана комфортная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизическое здоровье обучающихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации и социальной адаптации в обществе.

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения